Статьи и обзоры

Компьютеры Кулеры Мультимедиа ТВ-тюнеры Периферия Сети, Wi-Fi, VoIP Смартфоны, GPS, гаджеты Носители информации, NAS Софт, игры, Windows Игровые манипуляторы Своими руками Корпуса и блоки питания Системы безопасности Серверное оборудование Аналитика Технологии Материнские платы Мониторы Видеокарты

Соц. сети

           

Сервисы

Рассылка новостей

Опрос

Rumble FX - наушники с Force Feedback

Введение

Если перевести Force Feedback на правильный русский язык, то это может звучать, как "обратная связь", а дословный перевод звучит как "ответ силой". Этот термин происходит из эры джойстиков и других игровых манипуляторов, которые для достижения наибольшего реализма могли не только покорно внимать вашим действиям, но и реагировать на происходящее в игре вибрациями, или даже подёргиваниями. Оно и понятно - попробуйте наехать передним колесом автомобиля на бордюрный камень - руль рванёт так, что его сложно будет удержать. Это простая механика. Другое дело - тонкий игровой процесс, сочетающий в себе виртуальный мир игры и реальный мир, в котором существует человек. Как вы, наверное, уже заметили, в последнее время наблюдается тенденция по максимальному приближению этих двух миров друг к другу. Это означает не только улучшение графики, или звука в компьютерных играх для приближения их к реальности, но и воздействие на реальный мир игрока, чтобы приблизить его к виртуальности. Простейший пример этого - всевозможные устройства виртуальной реальности, да хоть те же самые красно-синие очки-анаглиф. Заметьте - устройства ВР не приближают виртуальный мир к реальному, а наоборот - переносят пользователя в виртуальный мир. Подобным целям служат и различные механизмы по движению и вибрации кабины, в которой тренируется на компьютере будущий пилот штурмовика. При затратах в несколько миллионов долларов, можно достичь уровня, когда грань между виртуальным и реальным миром станет слишком зыбкой. Тренировка в таком симуляторе станет почти реальной, а какие это вызовет последствия - удел психологов и военных.

Наушники на коробке

Здесь же, на персональных компьютерах, подавляющая часть пользователей не располагает средствами для достижения наилучшего эффекта восприятия игр. А кто располагает, те не собираются, или не знают, как потратить эти деньги. Поэтому, всё, на что могут рассчитывать любители полетать на самолётах NATO в извечном Персидском Заливе - это мощный домашний компьютер, хороший монитор, штурвал с функцией Force Feedback и в лучшем случае - стереоочки. Перед таким пользователем открывается настоящее перспективное стереоизображение, он начинает чувствовать, как штурвал дёргается в руках, такой пользователь получает огромное удовольствие от игры. Но это не всё, что можно выжать из компьютера. Среди Force Feedback устройств есть ещё один класс, непонятно как появившийся на свет - это наушники. Вообще, обращаясь к далёкой истории, хочу вспомнить жилет, использовавшийся вместе со шлемами виртуальной реальности, который при помощи мембран мог передавать толчки на тело пользователя. В результате вы могли почувствовать что-то, напоминающее выстрелы, или другие щелчки. Наверное, что-то из той же оперы лежало в основе наушников с Force Feedback. Смысл этого устройства простой - передать пользователю вибрации, вызываемые звуком.

Вы замечали, что некоторые звуки воздействуют не только на ваши уши, но и на тело, а также на окружающую обстановку? Простой пример - сабвуфер музыкального центра. Его не столько слышно, сколько "ощутимо" - дребезг посуды и стёкол в шкафах и ощущение, что всё тело содрогается под его ударами. Так оно и есть. Но в играх, чтобы ощутить это придётся поставить такой же сабвуфер, а тому чтобы передать вам ощущения от взрыва в ста метрах от вас какой-нибудь ракеты придётся разрушить целиком здание. Естественно, с такой громкостью смириться трудно. Поэтому здесь могут прийти на помощь и Force Feedback наушники.

Наушники в коробкеАнглийская компания EverGreen выпускает наушники с функцией Force Feedback под маркой RumbleFX. Эти наушники рассчитаны на домашнего пользователя, а потому обладают следующими характеристиками.

Характеристики:

  • Встроенный усилитель басов

  • Регулятор громкости

  • Сопротивление - 32 Ом

  • Динамик диаметром 5.6 см

  • Чувствительность - 102 дБ при 1 КГц

  • Максимальная мощность - 500 мВт

  • Частотный диапазон 5 - 28 000 Гц

  • Питание - две батарейки AAA

  • Длина шнура - примерно 3 м

  • Два независимых источника вибрации

  • Работа от батареек - 30 часов

Комплект поставки:

  • Наушники RumbleFX

  • Шнур

  • Переходник стереовхода

  • Две ААА батарейки

  • Инструкция по применению

Наушники и есть наушники, поэтому никаких драйверов к ним не придумаешь. Подключаются они к чему угодно - к плееру, игровой приставке, PC, или Mac.

Наушники

Для студийной работы они не создавались, поэтому ожидать какого-то сверхкачественного звука от них бесполезно. Но и называть их пищалками мы не позволим - наушники имеют встроенный усилитель, благодаря которому выдают очень качественные басы. Но сначала давайте посмотрим на них повнимательнее.

Наушники

Прежде всего, перед нами наушники, фиксирующиеся на голове и полностью закрывающие уши. К левому уху подходит шнур, по которому сигнал поступает к его динамику, а оттуда, через дугу - к правому. Оба наушника закреплены на вилках с двух сторон дуги и могут поворачиваться в одной плоскости.

Подвижная дуга

Для каждого наушника регулируется длина, на которую он выдвигается из дуги. И хотя пластиковые защёлки - не самый лучший способ фиксации, он всё же удерживает уши в нужном положении.

Сами наушники изнутри проклеены тонким слоем поролона. К голове они прилегают мягкими подушками.

Ухо изнутри

Как я ни пытался найти способ безболезненно их разобрать, чтобы посмотреть на источник вибрации, у меня это не получилось, а терять устройство ради пары фотографий было жаль. По заявлениям Evergreen, в каждом наушнике установлен автономный микродвигатель с децентрованным маховиком на роторе, который и создаёт вибрацию. В отличие от вибраторов в сотовых телефонах и пэйджерах, эти микродвигатели работают абсолютно бесшумно.

Но как же наушники "узнают", когда вибрировать, а когда нет? И как же вообще осуществляется их работа? Здесь всё не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что наушники подключены к маленькому блоку управления, который подключается к стерео выходу. Он с помощью специальной прищепки легко крепится на поясе, или кармане одежды, а потом отключается от шнура, чтобы можно было отойти от компьютера, не снимая головных телефонов.

Усилитель

На этом пульте имеется регулятор громкости, сигнализация включения Force Feedback и переключатель уровня басов. Данный блок имеет свой источник питания - две батарейки формата AAA.

Батарейки

Батарейки питают микродвигатели, создающие вибрацию и встроенный в пульт управления усилитель.

Усилитель внутри

По умолчанию переключатель уровня басов стоит в положении "выключено". В данном случае наушники играют роль обычных источников звука, которые можно купить на любом рынке. Звук из них доносится хоть и качественный, но всё же совсем не тот, который бы нам хотелось услышать. В этом положении громкость также регулируется колёсиком на пультике.

Позолоченный коннекторСтоит переключить регулятор басов в первое положение, как на блочке загорается красный светодиод, свидетельствующий о том, что включен усилитель и вибрация. В этом случае звук слегка преображается - из динамиков доносится более сильный бас, а при его ударах наушники чуточку вибрируют. При включении регулятора в третье положение, басы становятся ещё немного сильнее, но наушники уже вибрируют значительно сильнее - и не только при ударах, но и при прослушивании музыки в целом.

От самого усилителя к наушникам отходят четыре провода. Это означает, что отдельно подаётся питание на каждый из микродвигателей и сигналы на динамики. Пульт управления во включённом положении использует специальные фильтры басов, которые и подают напряжение на микродвигатели. Когда ваш герой в игре стоит без действий, естественно, кроме фоновой музыки и звуков окружающей среды из наушников ничего не доносится. Но стоит только ему начать вести пальбу из крупнокалиберного пистолета, как звуковая карта начнёт посылать на стереовыход уже другой звук, в котором будет больше баса от выстрелов. Фильтры внутри включенного пультика на каждый такой выстрел будут подавать напряжение на микродвигатели наушников, заставляя их вибрировать. Причём вибрация продлится ровно столько, сколько длится сам звук. Быстро, если это выстрел и медленно, если это шум реки, или двигателя автомобиля.

Естественно, что чем больше басов будет в звуке, тем больше и сильнее будут вибрировать наушники. Ведь сила вибрации не всегда одинакова - она зависит от приходящего звука. Поэтому наушники RumbleFX рекомендуется включать через усилитель.

Тесты и впечатления

Тестовая система

Процессор

AMD Athlon 1133

Материнская плата

Soltek SL75DRV

Видеокарта

Vivid!XS

Звуковая карта

SBLive! Value

CD-ROM

Plextor PX-W1610A

Усилитель

Bit88

Разумеется, никаких драйверов, или другого программного обеспечения для работы наушников не нужно. Поэтому мы просто подключили наушники к линейному выходу SoundBlaster Live! Value. И что мы обнаружили первым делом? То, что разработчики RumbleFX были абсолютно правы в том, что включать их надо через усилитель. Даже на второй позиции вибрации чувствовались очень редко и очень слабо. Поэтому мы подключили RumbleFX через усилитель Bit88. Результат почувствовался сразу - так как Bit88 выдавал нам более глубокие басы, то и наушники зазвучали совсем по-новому. При включении вибрации, она ощущалась даже на первой позиции, даже в MP3-музыке. Послушав несколько музыкальных компакт-дисков, я пришёл к выводу, что на музыке вибрацию лучше отключать, ну в крайнем случае, включать на первую, минимальную позицию.

Теперь поговорим об играх. Естественно, RumbleFX - чисто игровой продукт и был создан не только для персональных компьютеров, но и для приставок и Apple Macintosh. Поэтому и тестировать мы начали с уже привычных Quake III Arena и продолжили ещё на нескольких играх разного жанра. EverGreen обещает, что наушники могут проработать от одного комплекта батареек около 30 часов. Сколько мы их не гоняли, батарейки посадить пока не удалось. Ну так продолжим. Прежде всего, давайте определимся с вибрацией. Вибрация может быть разная - не просто жужжание, как вибрирует в руках вентилятор, или электронож, но и удары. Конечно, удары не в прямом смысле слова - по ушам ничто не бьёт, но кратковременные сильные вибрации создают именно такое ощущение.

Надо разобраться с тем, что мы ждём от RumbleFX. Звуки выстрелов теперь можно ещё и ощутить. Вообще, эта возможность ощущать звуки очень пригодится людям с нарушеным слухом. Теперь и им есть смысл надевать такие наушники. А что же обычным игрокам, которые жаждут новых ощущений? Обещаю одно - новые ощущения будут, но сможете ли вы их правильно воспринять - ответ за вами. Начав, как и говорилось, с Quake III, я постарался сделать изображение в игре как можно хуже - низкая детализация, компрессия текстур, малое разрешение. Всё было сделано для того, чтобы не отвлекаться на визуальное изображение и полностью сконцентрироваться на звуке и вибрации. Что можно сказать? Когда ракета взрывается где-то у ваших ног, это сильно отдаёт в голову :). Естественно, в реальной жизни, вы бы почувствовали всем телом и взрывы гранат, и выстрелы из автоматов. Другое дело, что здесь всё это вы чувствуете головой. Должно пройти некоторое время, прежде чем вы привыкнете к этому. Тогда можно сказать, что вы уже не замечаете, что источник вибрации на голове - это так же естественно, как если бы звуковая волна пробежала по всему телу, сотрясая его до пальцев на ногах. Сейчас я не могу сказать определённо, смог ли я достигнуть такого состояния. Одно дело - видеть стереоэффект. Понять это очень легко - или ты видишь, или нет. То же самое про пространственный звук, но вот про осязание я этого сказать не могу. Возможно, порой не задумываешься над тем, что ты в игре, и что маленькие электродвигатели, расположенные в нескольких сантиметрах от каждого уха, сотрясают твою голову, но сказать, что это ощущение похоже на то, когда звук действительно чувствуется всем телом я не могу. Может быть, я слишком мало провёл времени в игре, или ситуация со взрывами не похожа на реальную жизнь.

Наушник

Немного отступая в сторону, хочу дать один совет тем, кто собирается купить наушники RumbleFX. Приучайте себя играть в игры без музыки. Потому что бой барабанов по голове очень быстро надоедает и сильно портит ощущения от игры. Музыку приходится отключать, чтобы она не вызывала постоянных ненужных вибраций. Следующий важный момент: прежде чем начать играть, стоит отрегулировать длину наушников так, чтобы они как можно удобнее сидели на голове - от этого зависит ваше восприятие игры. Кроме того, надо учитывать, что дуга, соединяющая наушники, тоже подвержена их вибрации. И хотя она имеет мягкую подушку, её всё равно заметно трясёт.

Теперь поговорим про симуляторы. Конечно, здесь дела должны обстоять по-другому. Для примера, возьмём игру The Need For Speed. Для таких игр и делались Force Feedback устройства. Но одно дело - руль, а другое - наушники. Я никогда не поверю, что шум двигателей, или переключение передачи Aston Martin, или Ferrari заставляет водителя, сидящего в кресле, стучать зубами. RumbleFX, бесспорно, зубами вас стучать тоже не заставит, но вы будете ощущать шум работы двигателя на себе. Другое дело, когда машина сталкивается с какой-то преградой. Тут ощущения передаются просто здорово - пять баллов без сомнений. Вы всегда почувствуете, зацепили ли вы машину, или нет. В обычной игре столкновение передаётся низким звуком, который можно и не услышать, но почувствуете вы его всегда.

Вообще, впечатления от всех игр имеют общую природу. В любой игре можно сказать, что существуют места, где вибрация нежелательна, но она есть и наоборот. RumbleFX не знают, какая там в игре ситуация, что надо "озвучивать", а что - нет. Наушники просто фильтруют басы и заставляют вас почувствовать их. Иногда вибрации получаются подобранными так точно и так вовремя, что просто захватывает дух, а иногда - наоборот. К счастью, у вас на поясе всегда есть блок управления RumbleFX, чтобы изменить уровень обратной связи, или вовсе отключить её. Так что, вполне возможно, что зачастую вам придётся выбирать степень воздействия на себя вручную.

Выводы

В конце концов, то, как вам понравится Force Feedback функция наушников RumbleFX, зависит только от вас, вашей звуковой системы (а точнее - усилителя) и игр, в которые вы играете. Лично у меня возникают противоречивые впечатления, зависящие именно от выбранной игры. Когда грохочущая музыка в танцевальном зале Max Payne заставляет содрогнуться голову - в это легко поверить, но вот что касается вибрации разных видов оружия - здесь я не согласен с авторами.

В целом, RumbleFX - хорошие наушники. Это отличный подарок любому геймеру, так как подойдёт ко всем игровым платформам и ко всем играм. RumbleFX вызывают совершенно новые, хотя и противоречивые впечатления от компьютерных игр. Это частичка той виртуальной реальности, которая доступна любому пользователю. К недостаткам RumbleFX можно отнести лишь низкую чувствительность к басам, то есть, необходимость подключать их через усилитель. В остальном же, прекрасный продукт, который очень сильно разнообразит получаемые ощущения от привычных игровых миров. И на последок позвольте закончить обзор рекламным лозунгом Evergreen: "Довольно слушать звук - почувствуйте его!".

LIKE OFF
3/09.2001

новые статьи


 

Печать
Подписаться на рассылку
RSS-ленты