• nav


Цифровой автомобиль BMW ///M3

Введение

Тёплый октябрьский вечер, смотровая площадка перед МГУ, местом где собираются поклонники стрит-рейсинга Москвы. В этот вечер нам предстояло побывать на неофициальном смотре нового цифрового автомобиля, BMW M3. Приехали в точно назначенное время, даже немного раньше. Он уже был там. Стоял на парковке, зевал и издавал мурлыкающие звуки. Поблёскивая в холодном осеннем солнце и, вроде бы, не сильно отличаясь от контингента боевых коней уличных гонщиков. Ни "лавки" на багажнике, ни стробоскопов... Выглядел он словно расписанный и вымытый к празднику парадный сервиз на 12 персон. Он олицетворял собой дитя прогресса, порождение дикой инженерной мысли - цифровой автомобиль.

Первым цифровым автомобилем был BMW 850 CSI, о котором мы уже писали в одной из предыдущих статей. И тогда мы сказали, что объединённые общим делом, компании Intel, "Клуб Мультимедиа", Sony, и "Автодизайн студия "Scorpion"" строят новый цифровой автомобиль на базе BMW M3 в кузове E36. Этот автомобиль должен стать живым показателем того, как современные технологии Hi-Tech могут гармонично интегрироваться в спортивный автомобиль, совершенно преображая столь знакомое владельцам BMW понятие "удовольствие за рулём".

Прежде, чем начать работу над BMW M3, Владимир Янпольский (так же известный под ником "Скорпион"), владелец тюнинг-ателье "Автодизайн Студия Scorpion", пообещал, что в работе над этим проектом он превзойдёт сам себя, воплотит все свои несбывшиеся мечты и сделает M3 лучше предыдущего цифромобиля - BMW 850 CSI. Нам со стороны трудно судить, но по-моему, Скорпион сдержал своё слово. Итак, встречаем 450-сильное заднеприводное спортивное купе, напичканное самой современной электроникой - разумное, эффективное, и приспособленное для условий "реальной жизни".

Цифровой автомобиль BMW M3

Хотя, выражение "напичканное электроникой" здесь неуместно. Производители новых автомобилей представительского класса устанавливают даже слишком много электроники. Перед нами же BWM M3 в кузове E36 из первых серий, а это значит, что электроники там минимум, нет даже системы курсовой устойчивости. Отличная заготовка, в которую можно добавить по желанию любую "начинку".

Каким он должен быть - цифровой BMW M3

Такой Атомобиль (с большой буквы) - это продолжение своего хозяина. Он увлекается. Он любит разную музыку и готов слушать одно и то же по нескольку раз подряд. Игрок по натуре, - он отлично чувствует себя в настольных играх, в компьютерных RPG, в спортивных соревнованиях и особенно на дороге. Тот, кто водил BMW M3, когда ещё автомобиль не был цифровым, получал удовольствие от этого жёсткого болида. Пожалуй, такое определение подойдёт ко многим владельцам BMW M3 из-за особого характера автомобиля. Некоторые даже считают, что это не вы покупаете M3, а M3 выбирает вас, меняя хозяев, пока не остановится на том, кто больше всего подходит ему по образу жизни и настрою. Поэтому и цифровая обработка обычной BMW M3 должна была быть совершенно особенной, иной, нежели у BMW 850CSI.

Прежде всего, звук. Будет ли водитель и его пассажир слушать компакт-диски, MP3, радио или смотреть фильмы, звук должен быть совершенным. Так что студии Скорпиона нужно было полностью продумать акустику автомобиля. Долго выбирали подходящее оборудование, чтобы без лишнего пафоса, за разумные деньги, и при этом высшего класса. Решили попробовать новую линейку Sony Xplod - и не ошиблись! Несмотря на скептические комментарии некоторых "знатоков", Xplod зазвучал в этой машине на все 100%, сбалансированно, акцентно, выразительно и мощно. Спасибо за помощь специалистам акустической лаборатории F-Lab, которые помогли просчитать акустическое пространство машины (два контура – при закрытых и открытых окнах), осуществили доработку компонентов и консультировали в процессе настройки. 

Акустика Sony XPlod

Мультиформатность и универсальность. Любая запись всегда должна быть под рукой, но это не означает, что водитель должен быть привязан к ущербному формату MP3. На качественной акустике должна быть возможность слушать аудио диски, или записи в формате Wav, DVD Audio, WMA, да и проигрывать любое видео, аудио, записанное с любым кодеком. Вы будете удивлены, но в автомобиле установлено целых восемь (!) проигрывающих устройств. Не иначе, чтобы водитель с пассажиром выбирали музыку для каждого уха :). Среди них - персональный компьютер с несколькими жёсткими дисками. Ведь только на ПК можно уместить максимальный объём информации и только персональный компьютер легко обновляет своё программное обеспечение для совместимости с любыми кодеками и любыми форматами.

Водитель, скорее всего, не будет решать вопросы бизнеса в дороге. Это любимое занятие пассажиров A8, S600 и 760Li не для него. Но если вдруг придётся влиться в рабочий процесс в автомобильной пробке, он не должен чувствовать себя обделённым. В автомобиле установлены персональный компьютер (Shuttle XPC) с адаптером Wi-Fi, ноутбук Sony VAIO S2 c беспроводной связью с коммуникатором Sony Ericsson P910i. Таким образом, имеются аж два выхода в интернет: через Wi-Fi и GPRS.

Цифровой автомобиль BMW M3

Компьютер использует GPS-навигацию, и пользователь сможет загрузить в него столько карт, сколько ему нужно, не опасаясь нехватки памяти. Куда бы ни заехал цифровой автомобиль, он найдёт дорогу обратно.

Цифровой автомобиль - это связующее звено между цифровым домом, цифровым офисом и цифровым человеком. Так что водитель должен не терять цифровое окружение, даже там, где кончается дорога - в торговом центре, на природе или на вечеринке. Поэтому всё, что нужно для полноценной цифровой жизни должно быть мобильным (ноутбук, коммуникатор, цифровой плеер и жесткий диск Sony Walkman HD5, мультимедийный жёсткий диск Rapsody, переносная DVD-станция Sony MV-700HRB).

Пассажир и водитель могут, стоя в пробке, смотреть видео формата DVD или любого другого. Причём, они могут смотреть на разных экранах как одно и то же, так и разное видео. Во втором случае кому-то придётся надеть наушники.

Водитель знает, когда потребовать от автомобиля максимальную мощность и когда нужно двигаться экономно. Компьютер собирает всю статистику с "мозгов" двигателя и по желанию водителя меняет прошивки, чтобы добавить тягу или снизить расход.

Ни в коем случае нельзя, чтобы после тюнинга машина потеряла в динамике или управляемости. M3 любят именно за эти качества, поэтому из машины делали не демо-кар, эдакую куклу для выставок, а настоящего спортивного монстра, способного "порвать" на дороге любого оппонента! А это означает, что придётся следить за весом устанавливаемого оборудования и в случае необходимости вносить изменения в конструкцию. И очень важно, чтобы автомобиль был эффектным. К какому бы клубу ни подъехал его владелец, везде его должны принимать как VIP-персону, несмотря на солидный возраст BMW M3 в кузове Е36.

Как видите, задача стояла вполне неоднозначная. Автомобиль для развлечений, для удовольствия за рулём, но с повадками спортивного болида. К моменту, когда BMW M3 предстал нашим взорам, он был готов на 90%. Посмотрим, что удалось получить из прославленной баварской марки, когда за дело берутся Intel, Sony, Клуб Мультимедиа и Скорпион.

Комплектующие цифрового BMW ///M3

Цифровым сердцем BMW M3 стал компьютер, собранный на базе barebone платформы Shuttle XPC SS56G. Это очень компактная barebone платформа под Socket 478. Получился полноценный компьютер с портами IEEE-1394, памятью DDR-400, процессором Intel Pentium 4 и двумя жёсткими дисками по 400 Гб.

Barebone платформа Shuttle SS56G

Компьютер был дополнен контроллером Wi-Fi Shuttle PN18 и контроллером Bluetooth для беспроводного подключения клавиатуры, мышки и сотового телефона. Этот компьютер планируется использовать для связки с управляющей электроникой двигателя автомобиля, а так же в качестве универсального плеера медиа-файлов и внутреннего сервера. Фирменная система охлаждения компьютеров Shuttle XPC - ICE (Integrated Cooling Engine) гарантирует качественное охлаждение компьютера даже в замкнутом пространстве специального подиума и тихую работу системы в целом.

Самый частый вопрос, который задают в случае установки компьютера в автомобиль - не выйдут ли из строя жёсткие диски от вибраций на наших-то дорогах? Как показывает опыт эксплуатации предыдущего цифрового автомобиля, BMW 850CSI, современные 3.5" винчестеры уже не такие хрупкие, как раньше, и спокойно себя чувствуют в цифровых автомобилях.

Для работы с компьютером пришлось установить отдельный 6.5" LCD монитор Sony XVM-F65.

6.5" LCD монитор Sony XVM-F65

Этот монитор подключается к RCA разъёму видеовыхода компьютера. Сегодня практически любая видеокарта имеет ТВ-выход. Но если вы захотите подключить такой монитор к интегрированной графической системе компьютера, не имеющей ТВ-выхода, вам не составит труда найти конвертер VGA на D-Sub. Такой, как Aver KeyLite. Кстати, монитор Sony XVM-F65 имеет 2-канальный ИК-передатчик для беспроводных наушников Sony MV-02HP. Так что пассажир сможет слушать музыку на главном компьютере в беспроводных наушниках, не мешая водителю. В будущем планируется установить ЖК-панель высокого разрешения, способную работать напрямую с SVGA-сигналом, и отображать видео в формате HD, как это было сделано в BMW 850CSI.

В качестве головного устройства был выбран мультимедийный центр Sony XAV-A1. Это мультимедиа проигрыватель с 7-дюймовым сенсорным моторизованным ЖК экраном. XAV-A1 имеет выходную мощность 4x50 Вт, этот комбайн воспроизводит диски DVD-R/+R, CD-R/RW, CDDA. Он отлично подходит для просмотра DVD, Video CD, воспроизведения звуковых дорожек и MP3, кроме того на него заведен сигнал с мультимедийного ЖД-плеера Rapsody, способного воспроизводить все доступные аудио/видео/фото форматы со встроенного винчестера на 400 Гбайт (суммарно вместе с 2 x 400 Гбайт HDD, установленных в Shuttle XPC, мы имеем 1,2 Терабайта данных, доступных в дороге!). Отличные устройства!

7" DVD станция Sony XAV-A1

Этот комбайн имеет аудио и видео входы. Так что к этому комбайну можно подключить хоть тот же самый компьютер.

Для пассажира установлена отдельная DVD-станция Sony MV-700HRB. Это DVD-плеер со встроенным 7" TFT экраном.

7" DVD станция Sony MV-700HRB

MV-700HRB поддерживает стандарты DVD видео, видео CD, MP3, может проигрывать цифровые фотографии формата JPEG и даже поддерживает стандарт DivX. Эта станция так же имеет инфракрасный передатчик для беспроводных наушников MV-02HP. Станция имеет слот Memory Stick для оперативного просмотра цифровых фотографий. А вот видеовхода и видеовыхода у станции MV-700HRB нет (их можно добавить через дополнительную док-станцию, которую планируется установить позже), так что пока пассажир не сможет смотреть видео с компьютера или с другого источника, зато он уже может взять MV-700HRB с собою из машины, например на пикник, на дачу. Для друзей, для детей, для себя - очень удобно!

Как мы уже говорили, настоящий цифровой мачо не должен быть привязан к своему цифровому коню. Поэтому в автомобиль установлена и мобильная электроника. Главенствует здесь ноутбук Sony VAIO S2, установленный в бардачке автомобиля.

Серия S ноутбуков VAIO идеально подходит для автомобиля – DVD-привод у них размещен на передней стороне, а не сбоку, как у других моделей, экран широкоформатный и очень яркий, отлично смотрящийся под любым углом и даже в условиях яркой солнечной погоды. Первые месяцы эксплуатации подтвердили его надежность – перепады температуры, механические нагрузки при «ночных» заездах и дрифтинге, тряска, влажность – VAIO заслуживает высшей оценки (в перспективе будет установлена более мощная модель VAIO S4, чтобы ноутбук аналогично Shuttle XPC мог выступать в качестве HD-медиа плеера). Ноутбук не был жёстко подключен к другой электронике. Он здесь для того, чтобы в любой момент быть под рукой. Хотя, смотреть с него фильмы и играть в игры никто не запрещает. Ноутбук можно подключить по Wi-Fi к главному компьютеру, выполняющему в этом случае роль точки доступа или через Bluetooth к сотовому телефону. В планах Скорпиона установить ноутбук на транспорт, чтобы тот сам выезжал из бардачка.

Ноутбук Sony VAIO S2

Чтобы автомобиль всегда имел доступ в интернет, используется коммуникатор Sony-Ericsson P910i – всенародно любимая модель, отлично вписывающаяся в концепцию цифрового авто, несмотря на уже достойный возраст. Когда он в автомобиле, то благодаря системе Hands Free HCA-200 полноценно интегрируется в работу совместно с акустикой Xplod, кроме того через него можно выходить в интернет с ноутбука или с компьютера и получать обновления навигационных карт, прогнозы погоды, скачивать MP3 и пересылать данные. Покидая машину, не забудьте взять P910i с собой, он очень удобен в повседневной жизни в качестве обычного телефона и коммуникатора.

Коммуникатор Sony Ericsson P910i

Торпедо автомобиля не сильно подверглось изменению. Головное устройство стало на своё место, DVD-станция - на саморезах укрепилась над бардачком. На фотографии ниже DVD-станция питается от гнезда прикуривателя. Это старая фотография, сейчас питание уже заведено на сеть автомобиля.

Цифровой автомобиль BMW M3

Цифровой автомобиль BMW M3

Цифровой автомобиль BMW M3

Водитель цифрового автомобиля любит обмениваться со знакомыми своими записями. Для больших объёмов данных он использует внешний винчестер. Перекачав свежий десяток гигабайт музыки или фильмов, он слушает их прямо в автомобиле, не дожидаясь, пока доедет до дома. Такую возможность ему даёт Rapsody RSH-100 - внешний бокс для 3.5" жёсткого диска с интегрированным медиа-плеером. Rapsody RSH-100 имеет FM-передатчик, с помощью которого можно вещать воспроизводимую музыку в FM-диапазоне и принимать её на головном устройстве автомобиля. Мощность FM-передатчика небольшая, так что никаких разрешений от связьнадзора не потребуется. А в вашем автомобиле и в рядом стоящих на любой магнитоле с европейским или американским диапазонами FM можно будет принимать вашу личную радиостанцию.

Медиа-плеер Rapsody RSH-100

"Рапсодия" управляется с пульта ДУ или кнопочками на корпусе.

От задних сидений спорт-купе было решено отказаться в пользу эффектного подиума для акустики и компонентов электроники Xplod. Там, где раньше сидели двое пассажиров, сейчас располагаются огромные динамики сабвуферов Sony X-Plod с алюминиевыми диффузорами и пиковой мощностью 1200 Вт каждый, между ними вы можете заметить один из усилителей Sony Stream (центральный канал), «бортовой компьютер» Shuttle XPC и под ним CD/DVD-магнитолу с HiEnd-конверторами Sony MEX-R1, Rapsody и динамик центрального канала (5.1) Xplod XS-HT170SN (16,5 см, 2х полосная компонентная акустическая система, 240Вт, 50 Гц – 20 кГц). Основные тыловые динамики спрятаны в «штатные» ниши M3, под задним стеклом.

Цифровой автомобиль BMW M3

Звук подаётся на динамики через усилители Sony Stream, четыре (из пяти) юнита расположены в багажнике автомобиля, вместе с третьим сабвуфером – XS-LD125P5 (30 см, алюминиевый дифузор, двойная звуковая катушка и пиковая мощность 1400 Вт). Конденсаторы установлены ёмкостью по 1.5 Фарада каждый.

Цифровой автомобиль BMW M3

Как вы можете видеть, под "шаттлом" установлена ещё одна магнитола. Это автомобильный DVD-плеер Sony MEX-R1 класса Hi-End с поддержкой Video CD, MP3, DVD+R(W), DVD-R(W) и звукового формата Atrac3plus. Этот головной плеер планируется использовать специально для проектора, который будет установлен в автомобиль чуть позже. Кстати, эта "голова" отлично дружит с 20-гигабайтным карманным плеером Sony Network Walkman NW-HD3, который цифровому водителю предписано носить с собой, когда он покидает автомобиль, чтобы ни на секунду не расставаться с музыкой. Именно в этом одно из преимуществ использования оборудования Sony – все компоненты замечательно взаимодействуют между собой, и когда было решено интегрировать карманный MP3-плеер в машину, то достаточно было докупить соответствующий переходник, и вот уже с магнитолы можно управлять NW-HD5, выбирать музыку, просматривать директории и альбомы… Все даже проще, чем с Apple iPod, который стал так популярен среди автолюбителей.

Плеер Sony NW-HD5

Багажное отделение спорткупе BMW M3 было принесено в жертву сабвуферу и четырём усилителям. Теперь туда страшно даже положить компакт-диск - можно повредить динамик.

Цифровой автомобиль BMW M3

Просто и со вкусом - без неоновых подсветок и без лишних кабелей. Звучит автомобиль очень мощно, но багажник от звука не открывается - замки усиленные. Интересно, как теперь добираться до запаски?

Цифровой автомобиль BMW M3

Фронтальные динамики и «пищалки» Sony XPlod установлены в дверях, очень эффектно и заметно, плюс дополнительные динамики в штатных местах под торпедо.

Переделка интерьера

Серьёзным изменениям подвергся интерьер автомобиля. Помимо подиума для электроники, занявшего всё место в задней части салона, были проведены "косметические" изменения, чтобы придать автомобилю новый цифровой стиль.

Цифровой автомобиль BMW M3

Обшивку салона полностью заменили, оформив интерьер в синем и бежевом цветах. Насколько хорошо это получилось, вы можете судить по фотографиям.

Цифровой автомобиль BMW M3

Оригинальные сиденья с покрытием типа "пиджак Ленина" перетянули бежевой и синей кожей, сделав их более рельефными и усилив боковую поддержку. Такое покрытие трудно запачкать при входе в управляемый занос. Если что - оно легко отмоется.

Переделка двигателя

Двигатель нам не дали фотографировать, сославшись на то, что он грязный. Однако, Владимир Янпольский с гордостью рассказал, что в рядном 6-цилиндровом двигателе были произведены следующие работы:

  • Расточка блока цилиндров для увеличения объёма двигателя

  • Установлен новый "укороченный" коленвал

  • Установка кованной поршневой группы

  • Были подобраны специальные прошивки управляющей электроники

  • Так же установлен настроенный выпуск и модернизирована система впрыска (турбина не ставилась)

Таким образом, удалось поднять мощность двигателя за 450 лошадиных сил. Оригинальное сцепление не выдерживало новой нагрузки, поэтому было заменено на керамическое. Так же были внесены изменения в тормозную систему и подвеску.

Переделка экстерьера

Самый трудоёмкий процесс - переделка экстерьера автомобиля. Задача была поставлена просто: машина должна быть уникальной. Она должна выглядеть так, чтобы притягивать взгляды окружающих, где бы она ни появилась. И мастера тюнинга под руководством Скорпиона сделали это.

Цифровой автомобиль BMW M3

По всему кузову нанесена аэрография. Герои столь популярных сегодня мультфильмов в стиле "анимэ" как будто сошли с экранов телевизора. Для нанесения аэрографии использовалась новая технология, которую Скорпион не раскрывает. Одного только лака нанесли 12 слоёв, так что в любую погоду автомобиль сверкает даже лучше, чем новый.

Цифровой автомобиль BMW M3

Цифровой автомобиль BMW M3

Дизайнеры тюнинг-ателье Скорпиона спроектировали собственный аэродинамический обвес на автомобиль. Убрав оригинальный, они подобрали новый передний и задний бамперы со спортивной сеточкой, расширили арки колёс, изменили геометрию кузова под лямда-двери – в общем весь кузов был полностью переделан «в ручную», перебран и собран заново – титаническая работа.

Цифровой автомобиль BMW M3

Автомобиль потерял противотуманные фары, но приобрёл компонентную оптику, биксеноновый свет (4300K), "реснички" на фарах, чёрную решётку радиатора и стал выглядеть очень агрессивно. Спереди. А сзади - ещё лучше!

Цифровой автомобиль BMW M3

Спортивная компонентная оптика, задний бампер с металлической сеточкой и выхлоп Supersprint по центру. Не просто отлично смотрится, но и классно звучит, когда продавливаешь крайнюю правую педаль. Общий стиль обвеса сохраняется и в накладках на пороги, которые так же имеют аэродинамический профиль и металлические сеточки.

Цифровой автомобиль BMW M3

Автомобиль поставили на шикарные 18-дюймовые диски с низкопрофильной резиной Yokohama 245/45. В ближайшее время на этот автомобиль будет установлен комплект спортивных тормозов Brembo с перфорированными дисками, армированными шлангами и четырёхпоршневыми суппортами.

Но, пожалуй, самая эффектная доработка - это гильотинные двери. Когда цифровой мачо подъезжает к любимому клубу, он открывает двери и у охраны клуба отвисают челюсти. Двери поднимаются вверх, как у Lamborgini. Можно даже парковаться близко к другим машинам, не боясь поцарапать двери. Главное - чтобы соседи аккуратнее открывали двери. Надо ли говорить, как выглядит этот автомобиль с поднятыми дверьми? Смотрите на фотографии.

Цифровой автомобиль BMW M3

И сзади:

Цифровой автомобиль BMW M3

Как поживает XZibit?

Многих, кто читал наш обзор цифрового автомобиля BMW 850CSI после всего увиденного интересует вопрос, а как же XZibit, ведущий программы "Тачка на прокачку" на MTV? После того, как он узнал, что Скорпион тюнингует BMW M3 в легендарном кузове E36, бедняга потерял покой и сон. Теперь, когда цифровой M3 был показан миру, какова реакция Иксзибита?

Xzibit

От увиденного он окончательно впал в детство и теперь развлекается только с игрушечными машинками. Что же касается специалистов из студии тюнинга "Westcoast Customs", превращающих старые развалюхи в эксклюзивные автомобили, то после возвращения из России ребята проходят интенсивный курс психотерапии. Так сильно повлиял на них цифровой BMW M3. По мнению докторов, они ещё долго не смогут браться за инструменты.


НОВЫЕ СТАТЬИ
Выясняем на примере QNAP TVS-951X, нужен ли быстрый NAS в цифровой студии

В этой статье мы будем выяснять, нужен ли в компании, занимающейся созданием цифрового контента быстрый 10-гигабитный NAS, ускоренный SSD-накопителями? Изучим новые технологии для работы с SSD и проведём тесты в реальных...

Изучаем шифрование памяти в процессорах AMD, или как EPYC 7000 защищает ваше облако

Как работают технологии SME, TSME и SEV, от каких угроз безопасности они защищают, какими гипервизорами поддерживаются, как закрываются баги и что об этом думают разработчики ПО и облачные провайдеры. Мы привлекли экспертов,...

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ