Четвёртое поколение звука: Terratec Aureon Space 7.1 против M-Audio Revolution 7.1

В начале было слово, а точнее - звук, а если ещё точнее, то противный писк динамика в корпусе компьютера. Наверное, с этого самого противного писка и началось то, что сегодня мы называем компьютерным звуком и без чего уже нельзя представить ни один современный компьютер, будь то игровая приставка, рабочая станция или даже рабочий офисный компьютер. Со времён, когда компьютер издал первый свой хриплый писк, прошло много лет и сегодня производители звуковых карт предлагают нам звуковые карты, поддерживающие звук четвёртого поколения (4G Sound). В этом обзоре мы выясним, чем же так хорош звук четвёртого поколения и рассмотрим две звуковые карты, поддерживающие 4GSound от таких известных производителей, как Terratec и M-Audio.

4G Sound

Понятие четвёртого поколения компьютерного звука (4G Sound) было введено немецкой компанией Terratec, известным производителем компьютерных звуковых карт для прочих мультимедийных устройств. Поколения звука, с точки зрения Terratec, характеризуются разрядностью звуковых карт. И в хронологическом порядке эволюция компьютерного звука выглядит следующим образом:

  • 4G SoundПервое поколение (1G) - более 20 лет назад, в августе 1981 года компания IBM выпустила персональный компьютер, первый PC, который мог воспроизводить писки через встроенный динамик.

  • Второе поколение (2G) - в 1989 году появились первые звуковые карты для персональных компьютеров. FM синтезаторы от Yamaha и 8-битные PCM (Pulse Code Modulation) процессоры с частотой дискретизации 11.25 КГц. С тех пор слово "Soundblaster" стало синонимом звуковых карт и укрепилось в сознании пользователей, как необходимый элемент мультимедиа системы.

  • Третье поколение (3G) - в середине девяностых производители звуковых карт ввели термин "CD-качество" и стали использовать его для продвижения звуковых карт, поддерживающих 16-битный звук с частотой дискретизации 44.1 КГц. С тех пор это, наверное, самые распространённые звуковые карты.

  • Четвёртое поколение (4G) - профессионалам было недостаточно 16-битного звука с частотой дискретизации 44.1 КГц (16/44) и следующим шагом было создание звукового оборудования, способного работать с 24-битным звуком с частотой дискретизации 96 КГц. В конце прошлого века, а точнее сказать, в 1998 году компания Terratec начала работать над созданием звуковых карт, которые позволили бы требовательным пользователям получить студийный звук в домашних условиях, на персональном компьютере. В июне 2002 года компания VIA объявила о выпуске звукового чипа Envy24HT, рассчитанного именно на таких пользователей. Этот процессор поддерживал работу с 24-битным звуком с частотой дискретизации до 192 КГц.

Теперь можно с гордостью пригласить всех вас в мир новых звуков, без шума, таких, какими они рождаются в природе, но сначала давайте разберёмся, какие преимущества даёт более высокая разрядность и частота дискретизации цифрового звука. Не будем вдаваться глубоко в теорию, чтобы понять, что 24-битный звук действительно более качественный, чем 16-битный. Посмотрите на график снизу: перед нами синусоида, аппроксимированная из некоторого числа отрезков.

Форма синусоиды 2G/3G звука и 4G звука

И слева и справа синусоида не гладкая, а ступенчатая. Просто справа число отрезков, используемых для её построения, намного больше, поэтому нам кажется, что она идеальна. Вот число этих отрезков, а точнее сказать - число точек (каждый отрезок, как известно из геометрии, задаётся двумя точками) как раз и определяется разрядностью звука. Слева мы видим 16-бит, а справа - 24-бит. Нетрудно догадаться, в каком случае звук будет более реалистичным. Теоретически, соотношение сигнал/шум так же зависит от разрядности звука. Точнее сказать, от этого зависит максимальное значение SNR, а реальное уже определяется конструкцией звуковой платы.

Соотношение сигнал/шум для различной разрядности звука

Разрядность звука8-бит16-бит24-бит
Число точек25665 53616 777 216
Соотношение сигнал/шум, дБ5096144

Ясное дело, что чем выше частота дискретизации и чем больше разрядность звука, тем более качественным звучанием будет обладать этот звуковой файл. Для обычного человека качества звучания компакт-диска будет более чем достаточно как при прослушивании музыки, так и в компьютерных играх и даже при просмотре видео фильмов. И всё же:

  • Игры. Вспомните старую добрую игру Quake. В первой части звуковые файлы были в формате wav с 8-битной оцифровкой и частотой дискретизации 11 КГц. И кто считает, что Quake звук был плохим, пусть первым бросит в меня камень (желательно, Pentium 4 :) ). В Quake II звуки были записаны с 8-битной оцифровкой и частотой дискретизации 22 КГц. Стали они лучше? Я думаю, что нет. В современных играх уже используются звуковые сэмплы качества 16/44 и должен сказать, что в Quake I мне звуки нравятся больше, чем в Unreal Tournament 2003 или Unreal 2. Конечно, использование в компьютерных играх звуковых сэмплов с CD-качеством - большое достижение современной индустрии, поскольку обработка больших по размерам (а ведь чем выше качество звуковых сэмплов, тем больше размер их файлов) звуковых файлов потребует больше системных ресурсов: процессора, памяти и звуковой карты. Я не могу сказать, увидим ли мы в ближайшие год-два игры, в которых звуковые сэмплы будут иметь качество 24/96, поскольку с одной стороны, 24/96 звуковые карты ещё не достаточно распространены, да и не у каждого, далеко не у каждого игромана есть акустические системы, позволяющие отличить на слух 24/96 звук от 16/44.

  • Запись. Конечно, если вы работаете в звукозаписывающей студии, да или просто хотя бы занимаетесь оцифровкой звука, вам без сомнений лучше обратить внимание на звуковые карты с 4G звуком, поскольку даже если в конечном итоге звук будет записан в 8/22 сэмплы или 16/44 компакт-диск, всё равно работу лучше вести с сэмплами, имеющими максимально высокое качество, а только потом их сжимать.

  • Музыка и видео. Вот здесь-то как раз и всплывают основные преимущества звука четвёртого поколения. Формат DVD Audio имеет частоту дискретизации до 192 КГц, DVD Video - до 96 КГц. Разрядность звука в этих форматах может составлять 24-бит, а динамический диапазон - 144 дБ. Эти значения "по зубам" как раз современным звуковым картам, поддерживающим 4G звук. Ну а кроме того, даже в стандартных, уже привычных нам случаях обработки и воспроизведения 16/44 звука, платы четвёртого поколения должны будут работать более качественно, так как на них используются более дорогие кодеки.

Обобщая, можно сделать вывод, что звуковые карты четвёртого поколения пока что подходят лишь тем, кто имеет хорошую дорогую акустическую систему и занимается либо профессиональной работой со звуком, либо использует компьютер для просмотра DVD-фильмов, но опять-таки, на качественной акустике. Пока что в играх звук четвёртого поколения не используется.

7.1-канальный звук

До сих пор далеко не у каждого есть 5.1-канальная акустическая система. Более того, не у всех есть четырёхканальная звуковая система. Для персонального компьютера, для игр и видео вполне достаточно будет стереозвука (2.0 акустика), в лучшем случае с сабвуфером (2.1 акустика). Тогда к чему же все эти разговоры про 7.1-канальную акустику? Кто сказал, что шести каналов будет недостаточно? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим, как рекомендуют нам размещать источники звука - сабвуфер и сателлиты. Принципы размещения немного разные и зависят от того, используете ли вы компьютер для просмотра DVD фильмов или для 3D-игр.

Расстановка колонок. Два каналаРасстановка колонок. Четыре канала

Расстановка колонок. Шесть каналовРасстановка колонок. Восемь каналов

Во всех случаях передние два канала устанавливаются спереди и колонки направляются на слушателя. Но тыловые колонки, как мы видим, располагаются слева и справа от пользователя, то есть, не совсем сзади. Сабвуфер располагается в центре, или где угодно в комнате, потому что направление звука определяется высокими частотами, а не низкими. Рассматривая размещение колонок при 5.1-канальном звуке, мы видим, что тыл остаётся "не прикрытым", то есть, звуки, которые должны идти сзади, будут идти слева или справа. Вот здесь и приходит время воспользоваться восьмиканальной акустической системой, чтобы восполнить провал звука сзади. Но, здесь надо оговориться. Производители игровых звуковых карт рекомендуют размещать тыловые колонки не слева и справа от пользователя, как в случае со звуком для DVD, а сзади. Вот так:

Расстановка колонок для игр. Четыре каналаРасстановка колонок для игр. Шесть каналов

То есть, даже в случае квадрофонического звучания, звук получится достаточно объёмным и хотя, конечно, он источники звука будут установлены не по окружности, как в случае с 7.1 канальным звуком, всё равно они будут образовывать достаточно хорошую панораму, даже сзади. То есть, можно предположить, что для DVD действительно 7.1-канальный звук будет лучше (в случае, если он записан на диске), а вот для игр - едва ли разница будет ощутима.

VIA Envy24HT

Для четвёртого поколения звука были разработаны звуковые чипы от различных производителей. Одним из первых, кто принёс 4G звук на звуковые карты для персональных компьютеров, стала компания VIA, а точнее её подразделение VIA Audio, бывшая ICEnsemble. Звуковой чип Envy24 поддерживал 24/96 звук и нашёл применение в платах от уже упомянутой нами Terratec. После относительного успеха VIA выпустила новую версию этого звукового чипа - Envy24HT, который имел два существенных отличия - поддерживаемая частота дискретизации была увеличена вдвое, то есть, составляла 192 КГц и была добавлена поддержка 7.1 акустических систем. Для продвижения своих звуковых чипов, VIA совместно с разработчиками звуковых плат создала объединение, целью которого является установка 24-битного звука новым стандартом PC Audio. В основу пропаганды 24-битного звука заложены два основных принципа: 24-битный звук намного качественней 16-битного и в современной звуковой карте всё должно быть 24-битное. То есть, 24-битными должны быть кодеки и аудио контроллер, иначе, это будет уже не настоящий звук четвёртого поколения.

VIA VT1724 ICEnsemble ENVY24HT

Перед нами на фотографии чип VIA VT1724, известный так же, как Envy24HT. Это и есть новейшее достижение VIA в области компьютерного звука. Посмотрим на заявленные спецификации данного чипа:

  • 20-канальный, 36-битный цифровой микшер
  • 16 потоков DirectSound
  • Аппаратная совместимость с SoundBlaster
  • 64-голосный программный синтезатор General MIDI для операционной системы Windows
  • Поддержка 24-битного формата звука
  • Частота дискретизации до 192 КГц
  • 20-канальный, 36-битный цифровой микшер
  • 16 потоков DirectSound
  • Аппаратная совместимость с SoundBlaster
  • 64-голосный программный синтезатор General MIDI для операционной системы Windows
  • 5 синхронных выходов I2S/AC-Link
  • 2 синхронных входа I2S/AC-Link
  • Встроенный S/PDIF трансмиттер с IEC598 линейным драйвером
  • Измерители пиков для всех каналов
  • 23-контактный порт прямого доступа GPIO
  • MPU-401 и MIDI UART порт
  • Поддержка ACPI и PCI PMI
  • Поддержка PCI 2.2 with Bus Mastering
  • Работа через WDM драйверы

Совместимость

  • General MIDI (software)
  • DirectSound
  • WDM (Windows Driver Model)
  • ASIO
  • Dolby Digital, AC-3
  • I3DL2
  • Sensaura3D
  • SoundBlaster Pro под DOS
  • Windows 98SE
  • Windows Me
  • Windows 2000
  • Windows XP

К сожалению, в описании чипа нет ни слова про MIDI-синтезатор или эффект-процессор. С одной стороны, сейчас любой недорогой компьютер имеет достаточно производительности, чтобы проигрывать MIDI на программном уровне с тысячей голосов. Ну а что касается эффектов, то без них сейчас никуда не денешься. Если бы Envy24HT не поддерживал EAX, A3D и DS3D, то этот чип был бы просто обречён.

Схема Envy24HT

Правда, похоже, что так оно и есть - в спецификации Envy24HT не заявлена поддержка этих стандартов. Но есть ли она? Как можно видеть на диаграмме Envy24HT нет никакого сигнального процессора. Так откуда же взяться 3Dзвуку? Звуковые карты на базе Envy24HT поддерживают технологии Sensaura. А они могут распределять звуковые потоки и на те, которые будут обработаны программно и те, которые будут обработаны аппаратно. Чисто теоретически, Sensaura3D может работать на любых звуковых картах (хоть на AWE-32), если всю нагрузку по обработке 3Dзвука переложить на плечи центрального процессора системы. Если это так, то мы не сможем сказать, поддерживает ли Envy24HT 3Dзвук или нет, потому что в конечном итоге, Sensaura3D для того и разрабатывалась, чтобы привнести трёхмерный звук на карты с очень слабым DSP или вообще без DSP. Это не совсем честная поддержка 3Dзвука; считайте, что вы играете в тот же Quake III, но с программным рендерингом: будет либо слишком медленно, либо слишком некрасиво. Ну да, в конечном итоге, Envy24HT - это не игровой чип и того, что в драйверах к звуковым картам есть поддержка Sensaura3D будет вполне достаточно.

Ну что же, разобравшись со звуком четвёртого поколения, мы можем перейти к рассмотрению звуковых карт на основе Envy24HT. Первой платой, которую мы рассмотрим, будет Terratec Aureon Space 7.1.



Комментарии

Похожие статьи:

Creative Sound BlasterX G6 – топовый внешний аудио-интерфейс

Если говорить честно, то Sound BlasterX G6 – это самая интересная внешняя звуковая карта Creative, к которой, при этом, есть некоторые вопросы. Де-юре эта модель относится к линейке игровых внешних аудио-интерфей


.