К чему приведут заградительные пошлины на GPS-навигаторы

Введение

Поводом для этой статьи стала информация о том, что российское правительство собирается ввести заградительные пошлины на автомобильные навигаторы, работающие с глобальной системой позиционирования, GPS, но не поддерживающие отечественную разработку ГЛОНАСС. К сожалению, практика манипулирования заградительными пошлинами, как и санитарными нормами стала обычным делом для современной российской действительности. Но одно дело, когда подобные меры осуществляются в угоду российскому производству и нашей промышленности, и совсем другое, когда на территории России не производится ни одного пользовательского ГЛОНАСС-навигатора, а немногочисленные потребительские устройства собираются там же, в Китае, на тех же заводах, что и GPS-навигаторы.

Мы попросили прокомментировать информацию о заградительных пошлинах на GPS-навигаторы генерального директора ООО «Макцентр-Таганка», Дмитрия Хавжу.

Дмитрий Хавжу, генеральный директор ООО "Макцентр-Таганка"

HWP: Дмитрий, вы уже слышали о намерениях правительства РФ ввести заградительные пошлины на GPS-навигаторы, не поддерживающие ГЛОНАСС. Что вы об этом думаете?

Макцентр: Печально читать новости о пятикратном повышении ввозных пошлин на GPS навигаторы. В который раз государственная машина пытается решить свои проблемы за счет рядового потребителя. Движения этой машины бессмыслены и не ведут к ясной и достойной цели. Хотя, как известно, отсутствие смысла, зачастую, и есть условие существования государственных субъектов на свободном рынке.

HWP: То есть, вы считаете, что смысла в заградительных пошлинах нет?

Макцентр: Какова цель введения высоких пошлин на GPS устройства по версии инициаторов этого дела? Видимо, стимулирование массового производства и потребления устройств ГЛОНАСС. А зачем это нужно нам, гражданским пользователям? Ни зачем не нужно. ГЛОНАСС необходим только военным, причем не всем, а тем, кто собирается воевать с США и их союзниками. Еще он необходим узкой группе чиновников, вовлеченных в процесс «распила» бюджета. Это все, другие задачи полностью решаются существующей системой GPS и перспективной Galileo. А раз уж ГЛОНАСС нужен только военным, так и нужно решать все задачи по внедрению этой системы за счет военного бюджета, не нужно перекладывать это на плечи гражданских пользователей. Если военного бюджета не хватает для решения такой грандиозной задачи, то следует жить по средствам, а не залезать в карман к гражданам таким затейливым способом.

HWP: А если в карман все же полезут, как это отразится на рядовых пользователях?

Макцентр: Чем же для нас конкретно обернется данная инициатива? Первое, цены на GPS навигаторы возрастут на 300 – 500 рублей. Неприятно, но не смертельно. Второе - на рынке могут появиться GPS/ГЛОНАСС навигаторы в более широком ассортименте, чем сейчас. Они будут немного больше, немного дороже, немного тяжелее, чем GPS устройства и , видимо, будут требовать подключения внешней антенны. Будут ли они пользоваться спросом? Кто их будет покупать? Покупать их будет тот потребитель, которого чиновники заставят это делать, например, таксисты, если это будет условием получения лицензии.

HWP: А как отреагируют поставщики GPS-устройств?

Макцентр: В настоящее время пошлина на навигаторы составляет 5% от таможенной стоимости товара. Это немного, поэтому поставки навигаторов всеми импортерами осуществляются полностью легально. При пошлине в 25% рынок непременно привлечет нелегальных перевозчиков, вполне вероятно, что появятся новые компании с коротким жизненным циклом, зарегистрированные на утерянные паспорта и т.д. Если за 5% никто рисковать не будет, то за 25% такие желающие появятся.

HWP: Какова сейчас доля продаваемых автонавигаторов с поддержкой ГЛОНАСС?

Макцентр: Сейчас этой доли нет вообще. В нашем портфеле это около 1%.

Типичный GPS-навигатор

HWP: Что мешает сегодня ведущим производителям GPS-навигаторов представить гибридные модели с поддержкой GPS/ГЛОНАСС?

Макцентр: Мешает отсутствие спроса. ГЛОНАСС не нужен гражданским пользователям, у него военное назначение. Гражданским вполне достаточно GPS.

HWP: Как вы считаете, помогут ли заградительные пошлины подстегнуть производителей к выпуску гибридных GPS/ГЛОНАСС навигаторов?

Макцентр: Могут подстегнуть, а могут и заставить искать пути обхода заграждений. Такие пути просматриваются и они вполне легальны. Например, можно организовать сборку устройств в России.

HWP: Как вы считаете, помимо заградительных пошлин, какие ещё меры могут быть приняты для принудительного перехода пользователей на ГЛОНАСС?

Макцентр: Фантазия чиновников работает хорошо и без подсказок. Но если хотите - пожалуйста: предлагаю выдавать лицензии на любые перевозки только при условии оборудования транспортных средств системой ГЛОНАСС.

HWP: Стоит ли сейчас уже при покупке навигатора выбирать модель с поддержкой ГЛОНАСС или для пользователя тип приемника не имеет значения?

Макцентр: Да, я уже сейчас советовал бы обзавестись ГЛОНАСС навигатором приверженцам Аль-Каиды, Талибана, Чавеса и подобных персонажей. Не ровен час американцы вам отключат GPS. Остальным можно не беспокоиться.

HWP: То есть, затея, в общем-то, неудачна?

Макцентр: положительных последствий не видно, отрицательных хватает. Такой баланс никогда не останавливал наших вершителей судеб от принятия "полезных" решений, видимо, так будет и на этот раз.

HWP: Большое спасибо, Дмитрий! Надеемся, что эти пошлины все же не будут введены.

HWP-комментарий:

Самый простой поиск по market.yandex.ru выводит всего 3 модели автомобильных навигаторов с поддержкой ГЛОНАСС со средней стоимостью 15 000 рублей, при том, что средняя стоимость бюджетного GPS-навигатора находится в районе 4-5 тысяч рублей, а есть модели и дешевле заветных 100 долларов. Конечно, при таком раскладе, честная конкуренция ГЛОНАСС-у даже и не грозит. К тому же, если мы говорим о конкретном устройстве, то нашим разработчикам едва ли будет легко сделать именно «дешёвое» (я не использую слово «доступное») решение со всеми современными сервисами – Bluetooth, путевым туристическим компьютером, обновлением карт через интернет.

Автомобильный GPS+ГЛОНАСС навигатор

Другое дело, что китайские заводы, на которых производятся все GPS-навигаторы, смогут очень быстро представить свои гибридные ГЛОНАСС-GPS платформы, которые импортёры повезут в Россию под локальными брендами. Заказать на заводе – это не проблема, был бы соответствующий чип. А если этот чип будет потреблять больше энергии, работать с ошибками или просто потребует более серьёзную «обвязку» - это не касается производителя.

Сильнее всего, конечно, такие пошлины ударят по крупным компаниям, таким как Garmin, TomTom, и других, которые в силу своей инертности не смогут быстро выпустить модели, предназначенные для России. И если компании, специализирующейся на GPS-навигаторах ещё можно будет донести, почему в России им вдруг стали не рады, то для производителей, у которых GPS-это профильный бизнес, или опция в продукте, будет проще не реагировать на данные пошлины и либо не поставлять в Россию свои GPS-enabled продукты, либо таможить в честную – пусть русские платят.

Михаил Дегтярёв (aka LIKE OFF)
10/03.2010


Комментарии

Похожие статьи:

Mio MiVue C333 – видеорегистратор с GPS и базой камер

Сегодня на тесте – автомобильный видеорегистратор Mio MiVue C333. Эта модель снимает в разрешении FullHD с углом обзора 130 градусов, оснащена встроенным GPS модулем, хранит в себе базу камеру и преждевременно пр

Устройство 3в1 Digma DCD-300 – видеорегистратор с GPS и радар-детектором

Комбо-устройствами сегодня никого не удивишь, но действительно хороших моделей качественно выполняющих все заложенные в них функции – не так много. Например, у автомобильных видеорегистраторов с функцией радар-де

Обзор автомобильного Android комбайна Lexand SB5 PRO HDR

Сегодня нам выпал шанс протестировать интересный автомобильный гибрид 3в1 Lexand SB5 PRO HDR -планшет с функциями навигатора и авторегистратора. Это 5-дюймовая модель с разрешением 800х480, неплохой оптикой, поддержкой Wi-Fi и Blue

Обзор туристического навигатора Garmin eTrex Touch 25

Сегодня мы рассмотрим туристический навигатор Garmin eTrex Touch 25, который относится к легендарной серии неубиваемых навигаторов для туристов, спасателей и просто для выживальщиков. Эта модель имеет экран c зеркальной подложкой,

Обзор GPS-навигатора Garmin Nuvi 65LMT

Новый GPS-навигатор Garmin имеет яркий 6-дюймовый сенсорный экран с очень хорошим антибликовым покрытием, позволяющим читать информацию и при открытом люке в солнечный день, и когда кто-то светит в спину дальним светом фар, и при п