Сравнение пяти старых звуковых карт

Ну вот и подошло время для нас разобраться в источниках звука. Именно сейчас то самое время, когда рынок звуковых плат не плачет от нашествия новых продуктов, когда, спустя достаточно времени после выхода двух конкурентов - SB Live! и плат на Aureal Vortex 2, производители игр стали включать поддержку 3D звука, когда залатано большинство глюков в драйверах. И всё же одна мысль не даёт покоя. А вдруг что ни так? Вдруг ОН лучше? Что покупать? Не пора ли апгрейдить звуковую плату? И именно для того, чтобы избавиться от этой мысли мы, не вдаваясь в технические характеристики, решили протестировать 5 звуковых карт разных периодов времени - от начала девяностых до 1999 года. В список плат вошли: Creative Vibra16, Creative Vibra128, Creative SB Live! Value, Monster MX300.

Попробую объяснить наш выбор: эти карты, считающиеся "дорогими" наиболее интересуют публику. И если с Creative Vibra16 за годы люди успели разобраться, то с остальными ввиду их редкости ещё нет. Я надеюсь, что этот обзор немного внесёт ясности.

Как мы тестировали

Для теста был взят компьютер

Celeron 266 o/c to 403
128 Mb SDRAM <PC-100>
M/B based on Intel 443 BX
90 ваттные колонки типа "Союз"
2 Усилителя на передний и задний каналы.

MS-DOS 6.22/ Windows 98.

Всё это было установлено в просторной комнате на соответствующем расстоянии.

Мы тестировали, хотя "тестировали" - не совсем подходящее слово. Звук нельзя измерить, поэтому как результат выставляется оценка по пятибальной шкале. Оценка выставлялась средняя из тех, что предлагалась четырьмя экспертами. Оценка "пять с плюсом" ставилась, когда все эксперты признавали превосходство этой платы в данной категории.

Оценка проводилась в следующих категориях:

Внешнее исполнение
Исполнение драйверов
Шумность
Проигрывание MIDI
3D звук

Итак, продукт первый

Creative Vibra16

Что можно сказать об этой плате? Она всегда была, есть и будет хорошей альтернативой дешёвым Yamaha. И пусть эта плата не обременена всевозможными 3D наворотами. Взамен вы получаете хороший качественный звук, поддержку в старых ДОС играх, встроенные драйвера в Win 9x, а что ещё нужно для домашнего компьютера середины- конца 1999 года?

Creative Vibra 16Итак, держа эту плату в руках, можно подумать, что держишь целую историю. Стандартный для всех плат начала 90-х зелёный цвет. Плата имеет 2 выхода: выход на колонки и линейный, вход с микрофона, линейный вход, порт джойстика. Есть планка под ASP процессор, отдельно вынесен блок OPL. Надо сказать, что нам достался образец платы 1993 года- тогда они были качественнее. Вполне возможно, что именно такой платы вам уже ни найти в магазинах, разве что только на рынке.

В целом исполнение платы тянет на троечку по пятибальной шкале.

Так как этот продукт проверен временем, то все ДОСовские игры работают без проблем. Под Win9x драйвера уже имеются в самой системе. Установка их проблем не вызывает. Хотя кривые руки всегда найдут проблемы.
Драйвера работают, и это главное. Никаких дополнительных настроек, кроме тембра они не разрешают. По пятибальной шкале на троечку.

Шум этой карты давал о себе знать. Карта шумела довольно громко. По этому параметру - тройка.

WaveTable на карте нет, поэтому миди проигрываются крайне плохо. Двойка по пятибальной шкале.

3D функции отсутствуют -Ноль по пятибальной шкале.

Vibra16 она и есть Vibra16 - хорошая дешёвая плата для игр.

Из Vibra16 много не вытянешь, поэтому переходим к следующему продукту

Gravis Ultrasound MAX.

Gravis Ultrasound, Гусь в простонародье заслужил репутацию самой плохонастраиваемой карты в мире. По крайней мере, за его настройку в Win 95 ставили дорогих магарычей. Нам самим удалось это почувствовать.

Исполнение карты сделано на высшем уровне- красная печатная плата, на которой расположены 2 слота под 30 Pinn память, CD-ROM IDE connector, сам главный чип производства AMD, три стабилизатора, Flash, порт джойстика. Недостатком этой платы является один выход. Сами гнёзда -металлические, что не может не радовать (правда толку от этого не много). Есть аналоговый вход с CD-ROM (обычный и Panasonic). Надписи сделаны очень чётко. Плату очень приятно держать в руках, исполнение на пятёрку по пятибальной шкале.

Gravis UltraSound MaxПро драйвера лучше промолчим. Плату удалось заставить работать под Win 98, но потом решено было перейти под ДОС. Драйвера- на двойку по пятибальной шкале.

Гусь оказался самым тихим из всех тестируемых плат. Шум отсутствовал как класс. Честно говоря, это удивило. Бесспорная пятёрка с плюсом по пятибальной шкале.

Миди в исполнении гуся звучало на высшем уровне. Мы тестировали плату с двумя мегабайтами памяти. И должен сказать, что Миди было просто замечательно. Лучше, чем у других плат. Пять с плюсом по пятибальной шкале.

3D звука нет.

О Gravis UltraSound сложено много легенд и небылиц. Недаром он числится в списке легендарных вещей. И я должен сказать, что это действительно легендарная плата. И если вы сможете настроить её под Win95, то она долго будет радовать вас высшим качеством Миди и отсутствием шумов.

Creative Vibra 128

Карта на базе чипа Ensoniq ES1370 имеет интерфейс PCI. Печатная плата стандартного зелёного цвета не блещет изобилием деталей. Всего один чип Ensoniq, несколько конденсаторов, выход на передние и задние колонки, линейный и микрофонный входы, порт для джойстика. Плата не имеет цифрового входа для CD/DVD. Внешнее исполнение - тройка. Всё слишком просто.

Драйвера для Win9x ставятся без проблем. Обещана совместимость с ДОС (не проверялось). Драйвера выглядят скудно, что не характерно для Creative. 128 голосов миди, имеется совместимость с DirectSound3D, установки в ДОСе при эмуляции SB16. Драйвера исполнены на четвёрку.

Шумела карта довольно громко и нашумела ровно на тройку.

MIDI поразило своим качеством. Возможно, дело в качественных банках от Creative. Но General Midi играли ничуть не хуже, чем SB Live!, слегка уступая Gravis Ultrasound, хотя недостатки имелись. Четвёрка.

3D функции не тестировались принципиально. Ну не 3D эта карта.

И, наконец, самое главное.

Monster MX300

Monster MX300Совершенно новый шаг в мире звуковых плат. Звуковая карта Monster MX300 на базе чипа Aureal Vortex 2 с интерфейсом PCI.

Ещё до выхода этой платы о Vortex 2 было много разговоров. Ожидалась карта, которая могла создавать настоящий 3D звук, иметь более 300 голосов MIDI. Ну что ж?

Итак, Monster MX300. Стандартного ярко-зелёного цвета печатная плата, на которой размещены сам чип Vortex2, 3 разъёма для подключения модема, CD-ROM, и Auxiliary (внешних устройств). Имеется connector для подключения wavetable, а также разъём MX-Link для подключения дочерней платы. Железная планка покрашена в чёрный цвет. Контакты выходов на передние и задние колонки, микрофонного и линейного входов, а также порт джойстика выкрашены в золотистый цвет (обещается, что это- позолота (не проверялось)). Золотистые контакты на фоне чёрной планки выглядят довольно стильно. Эта картина навевает тоску о HI-END усилителях и колонках. На плате красуются эмблемы Diamond Multimedia и A3D.
За исполнение пятёрка.

Драйвера под Win98 установились без каких-либо проблем. В systray добавляется иконка, при двойном щёлчке на которую появляется меню настройки карты. А это и 10 полосный эквалайзер, и громкость, и конфиг, и управление MIDI, и A3D демки. Драйвера выполнены на пятёрку.

По части шума карточка вела себя довольно тихо. И это большой плюс. Ведь заявленное соотношение сигнал/шум > 96 dB при 20 Hz - 22 kHz . Пять по этому параметру.

Проигрывание MIDI. А вот тут Monster начал чудить. Миди звучало отвратительно. Всё время проигрывались не те ноты, бывало, что нота "забывала" отключаться и играла на протяжении всей мелодии. Каким-то образом можно заставить играть MIDI более-менее нормально, и люди это делали. Но это не показатель. По проигрыванию миди - тройка по пятибальной шкале.

3D звук. То, ради чего люди покупают эту карту. Заявлено, что карта выдаст полноценный 3D звук на двух колонках, или даже наушниках. Для начала рассмотрим как обстояло дело со стандартными A3D демками.
На двух колонках полноценного 3D звука нет! Это скорее напоминает расширенное стерео, чем 3D звук.
На четырёх колонках всё было лучше. Позиционируемый звук был ощутим. Чувствовалось улучшение звука.

Дальше в ход пошёл Half Life. Эта игрушка поддерживает как A3D, так и EAX 1.0 Запускаем Half Life, устанавливаем в опциях звук A3D, и.. идём его искать. Потому что 3D звук здесь действительно приходится искать. Кидаем гранату. Она взрывается в передних и задних колонках ( хотя лежит спереди нас). Кидаем ещё одну, отходим назад. Тот же эффект. Кидаем третью, отбегаем назад. Звук в передних колонках чуть сильнее, чем в правых. Опять граната, отбегаем на то же расстояние, но теперь на два-три шага дальше. Звук только в передних колонках. Повторяем ещё раз, только теперь не на два- три шага дальше, а где-то на один. Звук в передних и задних колонках. Это значит, что существует какая-то граница слышимости для каждого направления? И такая резкая. Кидаем гранату, забегаем за угол. Звук не меняется. Повторяем, забегаем в комнатку. Звук стал чуть глуше. Но не выглядит таким реальным. Подбираем оружие, стреляющее "мухами". Стреляем в стену, мухи разлетаются в разные стороны, но мы этого не слышим. Точнее слышим, но не то, что должны были бы услышать. Ещё час слушаем свои шаги, звуки гильз и ищем 3D звук.

Результат. Нам не понравилось качество 3D звука, исполняемого картой Monster MX300. Звук не тот. Тройка по этому параметру.

Переходим к последнему.

Creative SoundBlaster Live! Value

Creative SBLive! ValueЗвуковая карта SoundBlaster Live! имеет интерфейс PCI и выпускается в двух вариантах:  SoundBlaster Live! (полный вариант) имеет  дочернюю плату, выход на 8 колонок и SoundBlaster Live! Value - более дешёвый вариант без дочерней платы, с выходом на 4 колонки без I2S_In разъёма. По характеристикам они идентичны. Мы тестировали последний вариант.

Печатная плата тёмного коричневого золотистого цвета, красивая ярко золотистая надпись Sound Blaster Live!, вход для Telephone Answering Device, Аналоговый вход для CD-ROM, подключение Auxiliary (внешних устройств), I2S_ In ( на полной версии платы), цифровой вход CD_SPDIF для подключения CD-ROM / DVD-ROM, разъём CD_SPDIF_EXT, разъём для подключения модема. Порт джойстика, разноцветные пластмассовые ( у полной версии металлические позолоченные) контакты выходов на передние и задние колонки, вход с микрофона, линейный вход. За исполнение SB Live! получает бесспорную пятёрку с плюсом.

Драйвера есть как под ДОС, так и под Win 9x. Однако работа под ДОС является как бы... нежелательной. Creative не гарантирует совместимости с ДОС приложениями. Но, несмотря на это, практически все игры просто замечательно работают под ДОС в режиме эмуляции SB16.  Драйвера же под Win 9x выполнены на высшем уровне. В них входят и Environmental Audio -настройка EAX эффектов, и Speaker setup - настройка колонок, наушников, и микшер, и SoundFont - настройка банков для MIDI, и виртуальная клавиатура. Мы использовали LiveWare (обновление драйверов) версии 2.1 Здесь появилась возможность настройки эффектов для каждого приложения, так называемая функция AutoEA. Драйвера на пятёрку по пятибальной шкале.

Что касается шума, то отношение сигнал/шум менее -96dB. И если у вас всё впорядке с усилителями, то шума вы не услышите. По этому параметру пять.

Проигрывание MIDI. 1024 голоса MIDI обещает нам Creative в драйверах Liveware 2.0. И действительно, миди звучит выше всяких похвал. Возможность загружать банки общим размером до половины ОЗУ вашего компьютера. Причём память под банки отводится динамически и используется только во время проигрывания миди. Миди можно проигрывать как через аппаратный, так и через софтверный синтезатор в драйверах. Однако звучание General MIDI было чуть хуже, чем у Gravis Ultrasound Max, что объясняется более низким качеством банков у Creative. Звучание MIDI на пять!

3D звук. SoundBlaster Live! поддерживает DirectSound3D, и свой стандарт EAX (Environment Audio eXtensions). Конёк этого стандарта- реверберация и позиционируемый 3D звук. В EAX 2.0 поддерживаются звуковые препятствия и звуконепроницаемые стены. Creative обещает 3D звук только на четырёх колонках. И он действительно есть.

Half Life поддерживает EAX версии 1.0, то есть все расширения EAX 2.0 он не воспринимает, но и без них SBLive! держится на высоком уровне. Звук в игре стал действительно трёхмерным. Звуки эхо, реверберация, позиционируемый 3D звук. Всё это есть в игре. То есть кинув гранату вперёд, звук будет действительно идти спереди, а взрыв сзади раздастся сзади. Выходя из коридора на открытое пространство, вы ощутите разницу в звуке. Звук стал трёхмерным. Никаких сравнений с Monster MX300. Бесспорная пятёрка с плюсом.

Оценки карт

 Creative Vibra 16Gravis Ultrasound MAXCreative Vibra128Monster MX300Creative SoundBlasterLive!
Конструкция35355+
Драйвера32455+
Шумность35+355
Качество MIDI25+435
3D звук-- -35+

Итак, подведём итоги. В осмотре 5 карт худшим оказалась Creative Vibra 16. При наличии денег, брать её не стоит, разве что, имея PCI звуковую карту, можно взять Creative Vibra 16 как дополнительную для ДОС.

Gravis Ultrasound Max оказался лучшим по шумности и по проигрыванию миди. Однако рекомендовать его можно лишь для работы с миди под Дос.

Creative Vibra 128 показала себя средней картой, стоящей своих денег. Если вам не нужен 3D звук, берите её. Для офисных приложений сойдёт.

Monster MX300, вопреки ожиданиям, не выдал того 3D звука, на который мы рассчитывали. Заявления о 3D звуке на двух колонках так и остались на бумаге. Если учесть его процессорозависимость, то не рекомендую его к приобретению. Возможно в последующих драйверах звук будет лучше.

Creative SBLive! оказалась бесспорным лидером по трём категориям. Эта карта отлично работает с Миди, имеет низкий уровень шума, способна воспроизводить реальный 3D звук на четырёх колонках, имеет цифровой вход с CD/DVD-ROM, качественные драйвера. Если учесть, что большинство выходящих игр поддерживает EAX, то эта карта- лучший выбор как для профессионального музыканта, так и для игромана, желающего получить 3D звук, или для обычного пользователя, любящего качественное оборудование.

Михаил Дегтярёв (aka LIKE OFF)
29/08.99


Комментарии

Похожие статьи:

Creative Sound BlasterX G6 – топовый внешний аудио-интерфейс

Если говорить честно, то Sound BlasterX G6 – это самая интересная внешняя звуковая карта Creative, к которой, при этом, есть некоторые вопросы. Де-юре эта модель относится к линейке игровых внешних аудио-интерфей